2003 05 21 Новая вечерка: «Низвергать кумиров»

корреспондент — Денис Казанцев

Когда в конце прошлого года в новом альбоме рок-группы «Ночные снайперы» не оказалось ни одной песни Светланы Сургановой, подумалось — что-то здесь не так. И раньше большинство текстов писалось солисткой команды — Дианой Арбениной, но светиной лирике тоже находилось место. К примеру, ее стихотворение «Ты» (альбом «Рубеж») с жизненными строчками: «Ты так далеко, что хватит места для взлета, и есть где причалить чужим кораблям» — легко вписалось в оригинальность снайперской музыки. Причина того, что в «Цунами» не вошел даже один «сургановский штормик», обнаружилась совсем скоро. И швец, и жнец, и на чем только не игрец (Светлана исполняла партии на скрипке, гитаре, перкуссии) оказался «стреляющим из темноты» больше не нужен. Света ушла из коллектива.

Удивительно, но это расставание не было скандальным. Обошлось без традиционных для таких случаев взаимных упреков. Наверное поэтому сейчас бывшая снайперша уважительно отзывается о Диане. Да и какая может быть обида, если впереди новые непокоренные горизонты. «Сурганова и оркестр» — так называется ее первый сольный проект, который уже начал набирать ход.

Группа будет играть в стиле VIP-Punk-Decadence (сокращено — VPD), что расшифровывается как: V — эстетически выверенный сценический образ человека элегантного и думающего, образ артиста, сочетающий в себе опыт и неискушенность; Р — самоирония, D — изысканная и интеллигентная, но доступная при этом поэзия, затрагивающая вечные темы и имеющая своими аналогами произведения художников слова Серебряного века и поэтики французского символизма. Перечитывающая в данное время дневники Сальвадора Дали Светлана в шутку характеризует свой новый подход к музыке через эстетическое уравнение «Цезария Эвора + Том Вэйтс, поделенные на Юрия Антонова».

— Светлана, для начала хочется вернуться в прошлое и спросить у вас о снайперском конфликте?

— С.С.: Давайте не будем разговаривать на эту тему. Мне кажется, что уже сам конфликт исчерпан, собственно, его особо и не было.

— Ваша новая команда будет играть в стиле VIP-Punk-Decadance. Какие инструменты вы будете использовать для создания столь необычной музыки? Найдется ли место традиционным для «Снайперов» скрипкам, а также флейтам?

— С.С.: Да, возможно, будут скрипки — флейты, хотя сейчас вероятность этих инструментов почти равна нулю. На самом деле теперешний состав это: ритм-секция традиционная (барабаны и бас-гитара), из менее традиционного — перкуссия; (конги, бонги, кахом), различные африканские перкуссионные инструменты с необычным звучанием и еще более необычными названиями; это саксофон (как я узнала, это бельгийский народный инструмент), аккордеон, клавиши, соло-гитара.

— Столь необычный музыкальный рацион объясняется желанием выделиться или это веяние времени?

— С.С.: Нет, мне просто очень нравятся все вышеперечисленные инструменты, мне очень нравятся люди, которые на них играют. Просто они полностью и целиком соответствуют  тем аранжировочным идеям, которые сейчас рождаются, чтобы показать мои песни.

— Существует мнение, что для создания лиричных текстов необходимо присутствие или временное отсутствие рядом второй половины…

— С.С.: Я понимаю, о чем вы говорите.

— Для вас это важно?

— С.С.: Для меня абсолютно не важно, есть со мной рядом молодой человек или нет. (Смеется). Главное, кто или что в данный момент находится в сердце.

— Что же тогда влияет на создание песен?

— С.С.: Знаете, это настолько тонкий интимный вопрос, на который крайне сложно ответить. То же самое, что попытаться объяснить, из чего рождаются стихи, из чего рождаются песни. Если бы могли понять этот механизм, мы бы перестали писать песни, или они были бы все одинаковые. Я не готова ответить на этот вопрос.

— То есть, получается, ваше творчество не зависит от чего-то извне?

— С.С.: Мне кажется, что мое творчество — логическое продолжение моей сущности, моего характера, моей личности. Я не вижу никаких противоречий. Просто творчество помогает раскрыть разные стороны моего характера, меня как таковой.

— Бытует мнение: для того чтобы иметь ярко выраженный собственный стиль, нужно поменьше соприкасаться с чужим творчеством, дабы оно не оказывало на тебя влияния. Насколько часто вы слушаете музыку других команд?

— С.С.: Я вас, наверно, разочарую, но я крайне редко слушаю музыку, особенно сейчас. Я достаточно быстро впитываю и заражаюсь какими-то идеями, но, чтобы сохранить какую-то индивидуальность, нужно с одной стороны напитаться и впитать в себя весь мировой музыкальный опыт, а потом просто взять и полностью очиститься от него, чтобы создать что-то истинно свое, оригинальное, ни на что не похожее.

— О противостоянии полов в музыке. Не кажется ли вам, что по смысловой нагрузке и философской насыщенности «женские» произведения уступают «мужским»?

— С.С.: Не согласна.

— Но ведь процентов девяносто песен, исходящих от женских коллективов, сводятся к теме «где же ты, любимый, мне без тебя так плохо».

— С.С.: На самом деле масса примеров, когда женщины поют не только о лирических взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Взять ту же Настю Полеву, Диану Арбенину — есть масса примеров.

— Хорошо, тогда о чем будете петь вы?

— С.С.: В основном это будет лирика, но с озорной, немного хулиганской и не лишенной драйва подачей.

— Со времен Цоя и «Алисы» с понятием «рок-музыкант» ассоциируется образ некого социального протестанта. Вы собираетесь протестовать?

— С.С.: Нет, я не буду протестовать.

— То есть вас в современном обществе все устраивает?

— С.С.: Безусловно, очень многие моменты меня не устраивают, со многими моментами я не согласна. Но моя форма — это не протест. Может, протест, но завуалированный, не прямая война, а, скажем, работа изнутри. Я не ассоциирую себя с рок-музыкантом. Моя задача — то, чего я хочу добиться — я хочу просто радовать людей. Я хочу, чтобы люди радовались и танцевали на моем концерте, сопереживали мне, может, где-то плакали — вызывать у них просто разные-разные эмоции.

— Получается, что настойчиво и последовательно доказывать свое несогласие с чем-либо сейчас уже не модно?

— С.С.: Мне кажется, сейчас как таковой протест не актуален, актуально просто явить свою точку зрения миру.

— Для вас существуют запретные темы?

— С.С.: Не думаю. Если тема для меня интересна, я буду о ней петь

— В наше время будоражит умы тема наркотиков. Вы собираетесь вести песенную антинаркотическую пропаганду?

— С.С.: Да, безусловно. Я бы очень хотела и по возможности буду оберегать людей от этого зелья. У нас просто, да и не только у нас, не развита культура общения с наркотиками. Это очень сложная тема, на нее можно говорить часами. Но, поскольку такой культуры нет, наркотик является колоссальнейшим злом. Просто задача человека, который выступает со сцены и имеет какое-то влияние, разумеется, пропагандировать борьбу с наркотиками.

— А как вы относитесь к тому, что некоторые коллективы, например, «Мумий Троль» с его «Дельфинами» занимаются рекламой наркотического образа жизни?

— С.С.: Мне кажется, у каждого должна быть своя голова на плечах. Если Илья Лагутенко вещает всему миру, что «мне под кожу бы, под кожу мне запустить дельфинов стаю», то это его личные проблемы — пускай он что угодно себе запускает под кожу.  Я могу в жизни это попробовать, но я знаю, что я сильный человек и всегда смогу с этого слезть. Просто каждый человек должен думать сам.

— То есть к такого рода музыке вы относитесь отрицательно?

— С.С.: Просто у меня вообще неоднозначное отношение к творчеству этого персонажа. Может, просто не очень удачный пример.

— Ладно, тогда возьмем общеизвестные строчки «Напудрив ноздри кокаином, я выхожу на променад» из «Агаты Кристи».

— С.С.: Агата Кристи? Очень интересные люди, мне нравится их творчество. Но я еще раз говорю, тот, кто слушает музыку, должен быть очень бдительным, потому что у каждого должна быть своя голова на плечах, он не должен поддаваться каким-то призывам, влияниям.

— По-вашему получается, не нужно слепо следовать за своим кумиром?

— С.С.: Безусловно, нужно все подвергать критике и собственному переосмыслению, нельзя тупо следовать тому, о чем провозглашают даже самые любимые исполнители.

— А как бы вы отнеслись к критике в свой адрес?

— С.С.: Очень положительно.

— Когда Светлана Сурганова запоет для нас с экранов ТВ и на радио?

— С.С.: С экранов не знаю, но альбом хочу записать в конце мая. Он выйдет осенью, а, может, даже раньше — летом.

— Почему «Сурганова и оркестр»?

— С.С.: Потому что мне не нравится слово «бэнд», мне не нравится слово «группа», мне нравится слово «оркестр». А поскольку я Сурганова, то как я еще себя назову — я и есть Сурганова, «Сурганова и оркестр».

— Вас не пугает, что слово «оркестр» — старомодно и оно может лишить вас части потенциальной молодежной аудитории?

— С.С.: Старомодно? Нет, меня это не пугает. Мне это даже нравится.

— Но ведь ваши коллеги по музыкальному цеху стараются придумать сверхоригинальные названия, чтобы притянуть публику?

— С.С.: Меня абсолютно не волнуют эти вопросы. Мне кажется, что если материал будет достойным, то он все равно дойдет до слушателя и будет нравиться, независимо от того, назову я это «Оркестр» или еще как-нибудь. Главное — песни, то, как я буду их преподносить.

P.S. Всегда интересно узнать, что о тебе думает человек, у которого ты брал интервью. Особенно ценной и правдивой такая информация становится тогда, когда не высказывается тебе в лицо. Думаю, читателям будет интересна оценка звезды в отношении корреспондента «Новой Вечерки».

— С.С.: Очень многословный. Так нельзя. Можно задать вопрос тремя словами, несколько утомительно, а он задает их 15-ю, поэтому — «4-».

Что ж, с минусом, так с минусом. Чего уж тут стыдиться. Отвечу на это так: будем работать над собой.