2003 02 15 Пресс-конференция Светланы Сургановой в клубе FoBi

корреспондент — Анна Кулишевская

17 декабря 2002 года рядом с именем Светланы Сургановой появилась приставка EX. Сознание поклонников отказывалось принимать этот неблагозвучный иероглиф в сочетании с названием группы «Ночные Снайперы», которая просуществовала дуэтом и с довесками без малого десять лет. Внятное заявление Дианы Сергеевны Арбениной о том, что она не нуждается больше в музыкальных идеях Светланы Яковлевны, народ сглотнул, как пулю, разочаровался и замер в ожидании.

Спустя два месяца состоялся сольник Сурика в питерском клубе «ФОБИ». После концерта Сурганова встретилась с парой-тройкой заезжих журналистов. На импровизированной прессухе вновь всплыл вопрос во всевозможных вариациях и формах, типа: а почему покинули, а почему вас «ушли» и так далее. Обмусляканная, обсосанная тема, которая уже ничего не вызывает, кроме досады, Светланой была принята с легким смешком. Откровений, естественно, не последовало. Вообще, попытка реанимировать новость не первой свежести, да простят меня коллеги, попахивает непрофессионализмом и укрепляет далекий и близкий от журналистики народ в мысли: этика в этом доме не ночевала. Прошу прошения у читающих за столь длинную и гневную преамбулу. Оправдаюсь лишь тем, что она, зрея и побулькивая во мне, как кипящая овсянка, выплеснулась уже после того, как был написан текст интервью со Светланой.

Концерт

Превзошел все ожидания. До меня доходила информация о том, что люди собираются приехать из самых разных городов: Москва, Омск, Томск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Но я думала, народ пошумит, повыплескивает, пообсуждает и не решится. А они взяли и решились. Спасибо им. Была очень хорошая, теплая атмосфера. Хотя настораживали некоторые напряженные лица, даже где-то суровые. Они стояли в первых рядах и как-то очень внимательно слушали. И мне казалось, что они не понимают, зачем они пришли, куда они пришли. Меня это, конечно, немного огорчало. Было непонятно, зачем они стоят – то ли они стоят, потому что им нравится, то ли им просто не выйти, потому что там, сзади много народу.

Я ведь очень люблю смотреть на людей, когда успеваю открывать глаза. Я люблю петь с закрытыми глазами, так легче сосредоточиться. Нужно полностью погрузиться в материал. В этом очень помогают закрытые глаза. Когда я их открываю, смотрю на людей, на их реакцию. Мне это важно.

Вот! Вот одно из серьезных лиц, которое меня настораживало. Я все смущалась в первые минуты. Думала, что-то не то я делаю, наверное, в жизни.

Раскадровка

По степени манджража перед выходом на сцену этот концерт от выступлений с «Ночными Снайперами» ничем не отличается. По степени выкладки и отдачи – тоже. Да и слова мы поем те же самые, только в разной последовательности и разной рифме. И поем мы о том же.

Поначалу аранжировочные партии и скрипичные идеи переходили по наследству от акустики к электричеству. Где-то это было удачно, а где-то это было плохо, и аранжировка песен решалась иначе. Потом нужно было уступать место другим инструментам, таким мощным и ярким, как гитара в руках Ивана Иволги, ударные, бас-гитара. Такой мощный колорит и возможность музыкально обогатить произведение. Поэтому оставались только такие виньеточки.

«Вот это вот моя нота, а вот это моя, этот музыкальный кусок мне принадлежит, а вот этот — мне», — о таких вещах я никогда не задумывалась. И потом, до последнего времени коллектив существовал очень гармонично, потому что люди собирались на репетициях и продуцировали какие-то идеи, креативировали. Одна идея подхватывалась, другая тут же на корню уничтожалась. Возникала следующая.

Кто за что зацепится, кто на что в итоге вырулит, на какую конкретную партию… Понимаете, это же очень интимный, очень сложный процесс. Тонкий. И непонятно кто явился детонатором той или иной мысли и в итоге во что она потом вылилась. Поэтому сложно говорить. Что-то я на какие-то мысли натолкнула, Иван Иволга очень много интересных музыкальных идей в последнее время приносил. Гога Копылов… За ним целый боевой список идей. Тоже огромное спасибо. Сейчас уже какая-то припаровка начинается, анатомия. Раскадровки всякие — это такие частности и мелочи жизни. Я ужасно рада, что Динка Арбенина достигла того, чего хотела, к чему стремилась многие годы. И если ей сейчас такое состояние коллектива наиболее комфортно, я за нее только рада. Я желаю ей здоровья. Творческих потенций у нее — батальон поэтов может ей позавидовать. Поэтому все будет хорошо. Главное, чтобы США все-таки не напал на Ирак, и не развязалась третья мировая война, и чтобы все были живы и здоровы.

Как покатит

Пока я не освобожусь от своего прежнего груза, наверное, ничего не произойдет. Я просто должна сейчас записать материал, который накопился за эти годы. Хотя бы на альбом, который надеюсь закончить к апрелю. А вообще, там на два-три. Есть желание какой-то из следующих концертов сыграть с аккордеоном или бас-балалайкой. Хотя, сейчас я ничего не хочу программировать. Как покатит.

Мечта… Она же и цель — не вляпаться в историю, которая мне абсолютно не нужна. Претит моим жизненным устоям, эмоциям, понятиям. Сейчас такой очень важный ответственный момент для меня, когда мне придется принять решение. Моя мечта сейчас принять правильное решение. Надеюсь, хватит мудрости, ума. Хочется остаться свободным и оставлять свободными людей, которые рядом.

Клуб Б2? А почему нет? Очень хороший клуб, я люблю этот клуб. Мне очень нравятся люди, которые там работают. Понимаете, у меня сейчас какая политика? У меня отсутствие всякой политики.

На вздох

Сейчас слушаю Гайдна. Мне недавно подарили диск, там 150 произведений различных классиков. Люблю Рахманинова, Вивальди, конечно. Вчера кто-то после концерта спросил: «Света, а то, что вы сегодня исполняли на скрипке, это был Вивальди?». Нет, говорю, это была Света Сурганова. Люблю Окуджаву, Высоцкого. Это люди, о которых нельзя выразиться, о которых только – на вздох.

За сценой

Я этим летом очень хорошо отдохнула. Была поездка в Анталию, в Турцию. И я там просто из моря не вылезала. Я столько там наплавалась, сколько не плавала за все свои 150 лет. Мне очень понравился этот отдых. Оказывается, я очень люблю воду, люблю плавать, особенно с ластами. А еще я попробовала встать на водные лыжи. У меня это получилось с шестой попытки. Оказывается это очень сложно. Вот. Я прокатилась какие-нибудь триста метров. После чего у меня дрожало все тело. Зимой на лыжах тоже очень люблю. Только очень давно на них не стояла. А летом еще люблю велосипед. Обожаю просто.

В интернете появляюсь крайне редко. Потому что просто надо наладить нормальный интернет. У нас какой-то странный район, где мы живем. Вернее дом. У нас выход через девятку. Она все портит. Чтобы по городу позвонить, надо девятку сначала набирать.

Вальран выходил на связь, но в какой-то такой мрачный период моей жизни, когда я просто игнорировала всякие встречи. Ну, бывает просто, когда трудно о чем-либо говорить с кем бы то ни было. Сейчас все будет иначе.

Благодарна

На концерте мне помогали Валерий Тхай на гитаре и Мария Савкина на скрипке. Мы с Валеркой знакомы, не побоюсь соврать, а даже если и совру, не страшно, ну, лет 16 наверное. Коллега, врач. Медбрат. Он меня знает как облупленную. Прекрасный рассказчик, ходячий источник юмора. А с Машкой мы познакомились в метро. Я ехала как-то в метро, по моему, в направлении Просвещения. Ко мне подходит девушка и говорит: «А я вас знаю». Вы такая-то и такая-то. Я говорю: «Так точно. А вы-то кто?» — «А я вот тоже играю на скрипке». Слово за слово и выяснялось, что человек заканчивает именно ту музыкальную школу, которую когда-то закончила я. Это Кикины Палаты. Музыкальная школа № 12 Дзержинского района тогда была. Теперь – музыкальный колледж. И, естественно, мы нашли общие темы, общие имена преподавателей и так далее. Потом, проходит какое-то время, и Машка поступает в музыкальное училище имени Римского-Корсакова, прекрасно сдав экзамены вступительные. Сейчас она является студенткой музыкального училища. И вот мы так подумали, попробовали. С Машкой очень приятно работать, она очень профессионально относится к своему делу. Если говорить о детальной проработке темы, то она это прекрасно делает.

Сурик

Мне представляется образ… Максимально естественный. То есть какие-то там короткие юбочки, задиристые косички, какая-нибудь кожа-садомазо, какие-нибудь цепи там — нет. Я не знаю, может, я не доросла до этого. Хочется быть внешне такой вроде бы приличной, а чтобы внутри частичка чертика была. Лукавая, озорная, но в глубине такой очень порядочный, мирный человек.

Грузинский коньяк. Хотите? Я очень люблю пить коньяк из фляги. По чуть-чуть. Угощайтесь.