2017 03 21 Канал Россия24: «Ростов с Илоной Восканян»
Когда эта артистка появляется на сцене или на экране, от ее улыбки сразу становится светлей. Она – лидер группы «Сурганова и Оркестр», хэдлайнер рок-фестивалей и кошка, которая гуляет сама по себе; автор стихов, композитор. Ее творчество трогает души миллионов зрителей, а ее коллектив – один из самых гастролирующих в стране. Открытая, искренняя, талантливая Светлана Сурганова приехала в Ростов с концертом и согласилась дать интервью телеканалу «Россия-24».
Илона: Светлана, здравствуйте. Мы очень рады видеть Вас в донской столице. Спасибо большое, что согласились с нами побеседовать. Вы знаете, мне кажется, буквально несколько лет назад, такого интервью после концерта не получилось бы. Вот только концерт состоялся, и мы беседуем, потому что, как Вы говорили, что любое публичное выступление – это для меня стресс, минус полтора килограмма, четыре дня я восстанавливаюсь, буквально, болею…и так далее. В последние два года стало легче. Что в последние два года вселило в Вас такое бесстрашие?
Светлана: Даже не последние два года, а, наверное, последние два месяца. Я заметила качественные изменения сценического посыла и опять же моего самочувствия после концертов. То есть мне теперь не требуется четыре дня, теперь нет такого мандража перед выходом на сцену. Есть внутренняя сосредоточенность, причем она теперь по жизни. Не важно, я сейчас вот выхожу на сцену через пять минут или я просто иду на ужин или сажусь в автобус. Это какое-то внутреннее состояние, я не знаю благодаря чему оно произошло… Кстати! Сейчас разговариваю с Вами, и у меня тут же родилось предположение: я стала увлекаться научно-популярными книгами, фильмами, связанными с мирозданием, с физикой, с математикой. По всей видимости, со всем тем, что как-то вот в школе, в средней школе, прошло как-то мимо меня. И я теперь восполняю вот эти какие-то пробелы в ликбезе, в знаниях. И настолько это меня как-то завораживает и, так скажем, балансирует, стабилизирует, гармонизирует, что это как-то даже сказывается вообще на общем состоянии, в том числе на концертной подаче. Я к чему хочу сказать, Илона, что никогда не поздно учиться, и не надо комплексовать по поводу того, что ты чего-то не знаешь. Всегда можно вот это добрать, и нужно этим заниматься. Потому что все, что нам придает силы, это – знания.
Илона: Знание – сила, действительно.
Светлана: Точно! И ведь правильно говорят.
Илона: Светлана, одни говорят, что русский рок существует, что да, действительное есть такое явление, другие говорят: да нет русского рока. Ваш ответ? Как Вы считаете?
Светлана: Я бы так сказала: конечно, рок существует. И русский рок существует. Так же как, наверное, чешский рок или татарский рок и т.д., и т.д. Вот тот, кто поет на своей земле с рОковой подачей и с этим мироощущением, это можно назвать роком.
Илона: А каковы отличительные черты русского рока?
Светлана: Приоритет слова, в меньшей степени музыка, это всегда, конечно, острые какие-то социальные темы или острые переживания личностного характера; но это такие какие-то, на данный момент, мало разрешимые вопросы, которые мучают актера, музыканта, исполнителя, которые выносят на суд зрителя все вот эти какие-то волнующие его темы. То есть это, конечно, нерв. Русская словесная поэтическая база она даже, мне кажется, сильнее и интересней. Я читала переводы текстов рок-н-рольных музыкантов зарубежных. И, так скажем, наши ничуть не уступают.
Илона: Вот по поводу текстов. Вы как-то обмолвились: «Чем старше становлюсь, тем труднее пишется. И все больше не пишется». Почему это происходит? И как Вы все-таки будите свою музу?
Светлана: С возрастом, с годами вот этот акт творчества становится все более энергоемким, затратным, энергозатратным. Потому что, конечно, песня должна прожить от и до: от зачатия до рождения. Это вот, очень может быть, такой достаточно грубый пример, но, тем не менее: вы рожаете в 18 или 21 год, или вы рожаете в 46 лет. Большие две разницы. То есть уже ресурсы организма и также какие-то психологические ресурсы, они уже другие. Но какие плюсы в, так скажем, зрелом возрасте? Ты, конечно, уже объемлешь сознанием этот мир. Ты не так импульсивен, не так рефлексивен. Ты способен какие-то вещи видеть с высоты своего возраста, так скажем, как в 3-D изображении. То есть, если у тебя в юности там три измерения, то ты взрослеешь, и у тебя есть все шансы получить четвертое, пятое, и, может быть, кому-то даже удастся дойти до десятого измерения.
Илона: А что изменилось с возрастом?
Светлана: Если раньше это все-таки рефлексия. У тебя сознание свободное, ты творишь интуитивно. Ты еще не знаком или не так глубоко знаком с поэзией великих. Конечно, довлеют величины, с которыми ты знакомишься, проникаешься, и потом ты думаешь: «Боже мой, какая же ты сошка, по сравнению с ними». И это тебя так замыкает, надолго и серьезно. И чтобы вот это опять разомкнуть, это надо очень хорошо над собой поработать, обрести какую-то вот эту смелость, степень свободы, в хорошем смысле вернуться в детство. И если удастся пройти этот путь, вот эту в кавычках регрессию (на самом деле, это серьезный прогресс, но условно регрессия), как бы впасть в детство в этой своей непредвзятости, в этой своей открытости; то пойдет новый текст, польется. Существуют опять же просто и другие техники. Как задание: берешь любые шесть слов и сочиняешь на них стихотворение. Причем, доказано и неоднократно, даже мною лично, что настолько все едино в этом мире, что если взять любые шесть слов, то ты обязательно, если немножко посидишь потрудишься, подумаешь, ты обязательно их сможешь связать в одну какую-то логическую поэтическую форму.
Илона: Вы говорили, что Вы жаворонок, очень любите предрассветные часы. А есть какие-то утренние ритуалы, которые задают Вам тон, настроение на весь день?
Светлана: Два стакана теплой воды, зарядка по Питеру Келдеру. С точки зрения физических упражнений, они легкие, и это могут выполнять даже очень пожилые люди. А это такая опять же энергетическая балансировка очень хорошая. Ну, и если есть возможность, то прогулка по свежему воздуху, вот прямо в ранние часы. Если это удается, если есть такая возможность, это прямо счастье, заряжает на весь день, а то и на два.
Илона: В одном из интервью Вы сказали, что смысл жизни – это наслаждаться жизнью. А вот как удается игнорировать неприятные события, которые неминуемо так или иначе в жизни любого человека происходят?
Светлана: Пережить их в полной палитре, с полной самоотдачей, в полном спектре. Вот, и поэтому все остальные радости еще заиграют более яркими красками.
Илона: Вы как-то поделились: «Для меня любой человек – Учитель, более того, меня учат книги, учат фильмы, меня научить чему-то ребенок и даже котенок» Вот все-таки кто преподал Вам в жизни главный урок и что за урок это был?
Светлана: Из уроков, которые… я не помню, кто мне это преподал, почему я сделала такой вывод, но тем не менее. Категорические суждения не стоит выносить, потому что мы не все знаем про человека. Вот нам кажется его поведение вызывающим, или мы готовы прямо ответить ему какой-то жестокостью, ударить ему в нос, вот такая жесткая агрессия…А когда начинаешь разматывать этот клубок, когда действительно узнаешь, а почему он это сделал, этот человек, ты понимаешь, что не все так однозначно. Да, перед тем как кому-то отрубить голову, хорошенечко подумай, стоит ли применять такие жесткие меры (смеется).
Илона: Что Вы не готовы простить никогда?
Светлана: Я прощу все и всем. Но, если это мои коллеги, и если мы сотрудничаем, либо это какие-то мои близкие люди, с которыми я живу, делю хлеб, эту жизнь, и с которыми мне как бы дальше дышать и жить; и я с чем-то категорически не согласна, я с ними обязательно поговорю. Мы должны как бы, во-первых, выяснить, в терминологии чтобы мы совпадали что есть что. Если мне что-то не нравится, я ему скажу: «Знаешь, вот тут у нас с тобой, наверное, разнятся понятия, почему ты так поступил, давай разберемся». Если он меня не услышал второй, третий раз, тогда я буду более какие-то жесткие меры принимать, опять же, если касаемо работы. Или попытаюсь убедить все-таки, что чувак, ну ты не прав. Ну, то есть я за конструктивный диалог во всех случаях. А вот эти типа эмоции – обиделся, не обиделся, я такими уже категориями не мыслю, так скажем.
Илона: Вы по специальности врач. А почему Вы не стали педиатром, хотя я знаю, что для Вас две профессии врач и учитель самые почитаемые?
Светлана: Совершенно верно, это так. Ну, по всей видимости, у меня просто немножко другая форма реализации этих профессий. Причем два в одном (смеется).
Илона: Это как?
Светлана: Ну, так скажем, я буквально, конечно, не лечу, я буквально не преподаю, но я занимаюсь и тем, и другим.
Илона: Через Ваше творчество?
Светлана: Да, ну давайте так скажем.
Илона: В чем вообще миссия человека, артиста?
Светлана: Дарить отдохновение, вдохновение. Дарить хорошие эмоции, дарить размышления, дарить какие-то ответы на вопросы, у каждого они свои.
Илона: Вот мы с Вами в одном совпали: Вы признаетесь, что для меня нет ничего хуже, чем пересматривать свои концерты, а для меня нет ничего ужаснее, чем пересматривать свои интервью…
Светлана: У Вас все в порядке, кстати, с интервью, Илона, Вы – молодец.
Илона: Да Вы что, спасибо большое! А почему у Вас такая нелюбовь к себе экранной? Или такая самокритика в этот момент? Что происходит?
Светлана: Вижу все нюансы, слышу все нюансы. И где-то я, наверное, в душе перфекционист. И я, конечно, каждый раз с большой досадой думаю: «Ну, вот тут не то, вот тут не та нотка…». Но кстати. Этого становится меньше, то есть я все-таки какие-то работы над ошибками произвожу. То есть я всегда в процессе развития. Самое интересное, все, что у нас есть – это вот сам жизненный путь, а жизненный путь – это есть процесс обучения, процесс познания. Это самое классное.
Илона: В песне на стихи Веры Полозковой умная женщина сравнивается с американской писательницей Гертрудой Стайн: «и еще умна как Гертруда Стайн». Я бы сравнила умную женщину со Светланой Сургановой. А вот в Вашем понимании умная женщина, она какая?
Светлана: Ух!) (смеется) Умная женщина – добрая и хитрая одновременно, если хотите. Обязательно женственная, немножко кокетливая, снисходительная, ну, собственно к доброте, это можно туда отнести.
Илона: А женская хитрость в чем может заключаться?
Светлана: Она типа прощает, но все помечает (смеется).
Илона: Попрошу описать Ваш день в Ростове.
Светлана: Мы приехали в шесть утра на автобусе, проделав порядка 380-ти километров, около четырехста. В автобусе пропутешествовали из Волгограда в Ростов-на-Дону. И после наших замечательных дорог, и, не смотря на то, что удалось где-то в какие-то моменты там трясясь в автобусе, отдохнуть (смеется), в смысле даже уснуть, все равно возникло огромное желание еще поспать. И поэтому предрассветные часы, они случились, но потом перелились в такой прекрасный четырехчасовой комфортный сон в гостинице на не трясущейся кроватке. Потом завтракообедоужин, два в одном (смеется), небольшая прогулка и вот он саунд-чек… А тут мне подарили скрипку!! Вот! И это, конечно, запомнится навсегда.
Илона: Кто подарил? Расскажите о скрипке, что за скрипка?
Светлана: Виктор Руденко. Это мастер, который нам в свое время сделал контрабас. Вы его могли видеть в нашей программе «Игра в классики». И тут сегодня выяснилось, что, оказывается, он сделал еще и скрипку, и решил мне ее подарить. Представляете, у меня мастеровой инструмент теперь. От Виктора Руденко.
Илона: Светлана, я думаю, что это не единственный подарок, который Вы увезете из Ростова. Вы в одном из интервью признались, что Вы очень любите кошек. Вы сказали: «Я – кошатница». И вот эта милая кошечка будет сопровождать Вас и когда-нибудь увидит Петербург (дарит мягкую игрушку)
Светлана: В автобусе она очень пригодится.
Илона: На ней очень удобно спать. Я дарю ее Вам с огромным удовольствием и благодарю за эту теплую и открытую беседу. Вы – чудесны и талантливы, и признаюсь, мое утро начинается, мой утренний ритуал – это прослушивание Ваших песен.
Светлана: Ничего себе! Приятно! Позвольте Вашу руку, Вы молодцом.
Илона: Спасибо большое, была очень рада. Спасибо за интервью.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8Ce9Yd6DLYI
Распечатка — Tina_bu