2020 05 02 Posta Magazine: «Скучаю по концертам, городам и глазам людей в залах»
Недавно у Дианы Арбениной и группы «Ночные снайперы» прошел онлайн-концерт на платформе кинотеатра Okko. Сейчас его все еще можно посмотреть в записи. Мы решили поговорить с певицей и узнать, каково музыканту выступать без живой аудитории, есть ли вдохновение в самоизоляции и какие планы она строит на будущее.
— Диана, вы сыграли отличный концерт на платформе Okko, но скажите, какие ощущения после концертов онлайн — есть ли хоть часть той энергетики, которая получается обычно? После Яндекс.Эфира вы писали в инстаграм, что все же поддержка чувствуется даже через мониторы и камеры.
— Мне понравилось, что я испытала ностальгию по сцене, что нас смотрело очень много людей, которые явно по нам соскучились, так же сильно, как и мы по ним. Я очень хочу приехать в те города, где концерты были перенесены, и добросовестно отыграть то, что уже было обещано. Вообще, что касается творческого процесса, больше всего мне нравится писать песни — когда я нахожусь одна, с гитарой или пианино. На втором месте концерты.
А что касается онлайн-формата, я к этому прибегаю в крайнем случае.
Собственно, так и произошло в этот раз, карантин, как вы понимаете, вынужденная мера. И очень тяжело петь, когда энергия уходит в стену. Это то же самое, что разбегаться и биться головой о невидимую преграду, за которой, как тебе кажется, вода или море. Огромное спасибо парням-операторам, которые стояли за камерами, и всем, кто присутствовал на концертах, они делали все, чтобы нас поддержать.
— В программу «…И все будет хорошо!», с которой вы выступили в этот раз, вошли ваши хиты, которые любят все. Это, наверное, лучший сейчас вариант, когда всем хочется какого-то комфорта, стабильности. Как отбирали композиции в программу, по какому принципу?
— Нельзя опускать руки, нужно поддерживать дух, и свой, и людей, и онлайн-формат нас спасает — и я прекрасно понимаю, что в этой ситуации нужны именно известные большинству песни. Мы сыграли сет из новых и старых, от «Гавани» до «Морячка», и могу сказать, что я по-прежнему пою «31-ю весну» с неменьшим удовольствием, чем «Инстаграм», и наоборот (Прим. ред. — композиция «Инстаграм» входит в одноименный альбом 2018 года).
— Чем вообще отличаются такие концерты помимо отсутствия людей — волнуетесь меньше или наоборот? Какая-то специфика подготовки есть?
— Как я уже говорила, в онлайн-концертах энергия не имеет выхода. Она разбивается о стену перед тобой. Нет того самого главного процесса, что есть между зрителями и сценой на живых концертах. И никак не воссоздать эту атмосферу. Это как тосковать по человеку, и вместо него — живого — повесить на стену его фотографию. Совершенно разные вещи. Концерт — это слияние двух энергий, двух партнеров, зала и сцены, в этом его суть и смысл для меня, и я никакого другого найти никогда не смогу. Но, и это очень важно, мне очень понравилось мое волнение, оно было столь же очевидным и могучим, как всегда. А значит, все правильно и все по-настоящему.
— Как думаете, после окончания пандемии сохранится ли формат онлайн-событий?
— Что касается лично меня, я хочу играть живые концерты, а к таким виртуальным форматам прибегать только в случае крайней необходимости.
— Какова финансовая сторона режима самоизоляции для музыканта, насколько все фатально?
— Разумеется, для музыкантов, у которых основной заработок это концерты, сейчас период непростой. Это очевидно, и лукавить тут не имеет смысла. При том что, каким бы ни был формат выступления для меня лично — а в моей жизни не все определяет гонорар — за мной стоит группа, которая должна получать деньги, выходя на сцену. И, несмотря на то, что мы единомышленники, группа — не семья, мы воспринимаем работу в коллективе именно как работу. У меня с музыкантами и со всеми, кто работает в коллективе, должны быть безукоризненные отношения в плане оплаты их труда.
— Как вообще переносите самоизоляцию? Чем с детьми занимаетесь? Как у них получается учиться удаленно?
— Для меня этот период стал определенного рода остановкой и возможностью пересмотреть какие-то собственные действия за последние пару лет, подумать, проанализировать, туда ли шла и в нужном ли темпе.
Пришла к выводу, что можно замедлиться и перейти с галопа на… ну хотя бы рысь.
Дети со мной, понятно, круглосуточно, что означает много кайфа совместного досуга и так далее, но и довольно строгую дисциплину, что касается режима или каких-то дел по дому. Поэтому они встают довольно рано, первую половину дня учатся по Zoom, у них отличная классная руководительница, после обеда «домашка» и дополнительные занятия в виде пианино, например, к вечеру игры и совместные кинопросмотры. Им есть, чем заниматься, каждую минуту, поэтому и в моем случае, и в их мне совершенно необъяснима фраза «мне скучно» или «мне нечем заняться».
— А у вас — больше или меньше вдохновения сейчас? Удается ли что-то почитать, посмотреть, если да, то что понравилось из последнего прочитанного-просмотренного?
— Вдохновение сейчас стараюсь «тратить» на прозу, пишу рассказы для новой книги. Плюс «Ночные Снайперы» продолжают активно функционировать, мы работаем над песенным материалом: в планах и новый клип, и новая пластинка. Из книг и фильмов: «Стоунер» Джона Уильямса, Маркеса перечитала «Любовь во время чумы», разумеется, фильмы смотрим с детьми в подаренном мне не так давно домашнем кинотеатре, наслаждение, конечно, абсолютное.
Признаюсь честно, я впервые посмотрела все части «Твин Пикс» на днях.
— Многие признаются, что карантин стал возможностью наконец что-то сделать, закончить давно начатые или запланированные дела. У вас получилось подобное?
— Если говорить о каких-то бытовых делах, из серии «разобрать шкаф» или «прочитать все книги», это нереально. У меня работы никак не стало меньше. Я первые пару недель пыталась переделать все на свете, из всех возможных отраслей жизни, и когда в очередной раз проснулась с мыслью «я ничего не успеваю!», заставила себя остановиться. Надо просто четко и реалистично составлять план на день, лучше с вечера. Тогда успеешь хотя бы большую часть из написанного.
— По чему или по кому больше всего скучаете сейчас?
— Начну, разумеется, с родителей, которые проводят карантин на даче. По маме, ей 72 года, и в «мирное» время она ездит со «Снайперами» на гастроли и вообще очень активный человек. По отцу, он сердечник и, слава Богу, соблюдает общие меры безопасности, не выходит и т.д. По тому, кого люблю и с кем не могу встретиться. По концертам. По городам. По глазам людей в залах.
— Недавно у вас вышел необычный клип на песню «Рим» — почти в эстетике мультсериала «Рик и Морти». Вы принимали участие в творческом процессе —отсматривали на каких-то этапах или вносили предложения? И как вам понравился сам результат — есть ли желание повторять опыт и вообще насколько анимация как формат видео созвучна с вашим творчеством сегодня? А вы любите ли анимационные фильмы, что смотрите из них? Что из мультфильмов любят дети?
— Идея сделать именно анимационный клип — моя. Причем именно на такую, достаточно серьезную песню как «Рим». Возможно, меня сподвиг на это мульт-ролик на песню «Гавань», который в конце прошлого года сделала наша поклонница. Что касается общей идеи, она принадлежит режиссера Ришату Гильметдинову. Процесс я, конечно, и контролировала, и вносила в видео изменения, но надо отдать должное команде Ришата, все, начиная с аниматика, начальной раскадровки, и заканчивая финальной версией, было на одной волне со мной.
Результатом довольна очень, персонаж получился ироничный, и его приключения тоже, а в иронии, и более того, в самоиронии, безусловно, наша сила.
С детьми же мы «подсели» на «Масяню» Олега Куваева, смотрим с большим удовольствием.
— Что сделаете первым делом, когда отменят самоизоляцию?
— Выполню то, что обещала, и полечу в Мадрид. Этот город меня ждёт.