2008 10 23 Журнал «Самый сок»: «Я музыкальный Вавилов»

СС — Светлана Сурганова — звезда русского рока
ВТ — Валерий Тхай — музыкант, друг и соратник звезды, человек-оркестр

Встреча с Сургановой была назначена на восемь вечера в «МезАми». Стоя на крыльце, я немного волновался в ожидании интервью. Светлана приехала вовремя, в сопровождении своего гитариста Валерия Тхая, неожиданно для меня. Но, несмотря на это, наша беседа получилась такой, как если бы мы сидели на кухне с друзьями.

Сегодня гости вип-зоны — певица, поэтесса, композитор — Светлана Сурганова и гитарист, музыкант Валерий Тхай.

СС: Человек — оркестр.

-Вы возглавляете музыкальный коллектив, который аккомпанирует Светлане?

ВТ: У нас такого худрука-то нет, дирижера…

-А группа «Север-Комбо»?

ВТ: «Север-Комбо»? Я присоединившийся, и Светка присоединившаяся.

СС: Да, так скажем, протеже «Север-Комбо» Валерий Тхай.

ВТ: Мы со Светкой просто знакомы уже очень давно. В какой-то момент нам нужно было делать программу, и мы просто попросили своих друзей помочь нам. Так получился коллектив «Сурганова и Оркестр».

СС: Причем «Север-Комбо» — это уникальный коллектив, на мой взгляд. Таких в России не много. Они приверженцы латиноамериканской эстетики в музыкальном смысле. Но они поют авторские песни, причем не на английском языке, как это привычно, а на русском. Свои авторские тексты, но на латиноамериканские ритмы, в латиноамериканской музыкальной эстетике. Получается очень забавно, очень зажигательно, очень танцевально. И абсолютно лишено какой-то, скажу эта слово, пошлости. Я очарована ими с первой встречи. За эту первую встречу я благодарна Валерке. Как раз примерно пять лет тому назад, когда произошла вот эта ситуация, такая непонятка… Что делать дальше? Когда «Ночные Снайперы» решили существовать автономно без Сургановой. Валерка поддержал, как мог. Всеми фибрами души. Сказал: «Ну, акустика, дуэтные инсталляции были, но есть песни, которые могли бы интереснее звучать в оркестровой аранжировке. И у меня есть классные парни, не хотела бы сходить в джазовый клуб JFC на их концерт?» И мы сходили. Я была, конечно, совершенно очарована. Как ребята играют, с какой подачей, с каким профессионализмом! И буквально в этот же вечер… я пришла к ним и сказала: «Мужчины, я делаю вам предложение!»

— Мужчины сразу не отказались. Или подумали?

СС: Они не смогли от этого предложения отказаться. И с тех пор мы вместе. В апреле этого года исполнилось пять лет, как мы сотрудничаем. Объездили немало городов, дали немало концертов. Сейчас, спустя какое-то количество времени, я пересматриваю старые записи и понимаю, что все не зря. Есть некая степень уникальности этого коллектива.

-В чем уникальность? Я о вами соглашусь,- что совершенно уникальный коллектив. Уникальные аранжировки, полифоничное звучание. Но в чем, по-вашему, уникальность?

СС: Уникальность, в первую очередь, в том, что руководитель коллектива — женщина. Извините, Светлана Сурганова — т.е. я. И за моей спиной стоят восемь здоровенных мужиков. И они совершенно как один, совершенно сплоченным звуком ваяют песни, которые были когда-то мною написаны. Плюс это ведь еще отдельно взятый коллектив «Север-Комбо»!

ВТ: Да, с этим согласен. Удалось переосмыслить Светкин материал и найти суть творческого взаимодействия. Это не просто аккомпанемент к песням, а вполне полноценное единое целое. Организм, живущий своей жизнью. Это и не «Север-Комбо», это и не Светлана Сурганова.

СС: Нет, с одной стороны, есть имя — лейбл. А с другой стороны, есть абсолютно живой, подчеркну, живой творческий организм, где каждый персонаж, каждый член этого коллектива порождает свои творческие идеи. Я стараюсь скрупулезно и чутко относиться к тем идеям, которые ребята порождают во время аранжировок песен. Поэтому они такие уникальные и все родные, за столько лет. Пять лет. Для кого-то пять лет — это вообще ничто, а для кого-то огромный кусок жизни…

-Земфира за это время -сменила составов пять, например.

СС: Даже боюсь распространяться в какие-то примеры. Мне важно, если человек вписался в эту историю, то уж ты, пожалуйста, живи искренне, если тебе интересно — твори.

АНДЕГРАУНДНАЯ ЭСТЕТИКА

— Валерий, скажите, пожалуйста, Светлана — строгий руководитель творческого коллектива? Она дает раскрыться?

СС: Меня нет. Говори как есть. (Закрываясь ладонями.)

ВТ: Это все ерунда. Мы все делаем совместно. Все идеи приходят совместно. Светка осуществляет селекцию каких-то творческих идей с точки зрения автора.

СС: Я музыкальный Вавилов. Я селекционер. Принимаю или не принимаю идеи. Идеи нарождаются, компилируются, что-то приживается, что-то нет. Но, наверное, какая-то последняя точка ставится мной. Моя функция в этом и заключается. Задача руководителя — направить поток идей в русло. Где-то что-то отсечь, пресечь, но не перекрывать полностью.

-Давайте о программе, с которой вы гастролируете теперь, о «Проверено временем». Амбициозное название, да?

СС: Хотели мы от него отказаться, но не успели…

— Там же разные варианты были? Почему на «Проверено временем» остановились?

— СС: Мы уже сами путаемся…

— ВТ: То ли «Проверено бездельником», то ли «Прогулка во времени».

— Тем не менее, печать уже поставлена. Что это за программа? Это акустика… анплагт и прочее…

СС: Анплагт, который оброс со временем музыкальными подробностями, как говорит сам Валерка. Собственно, прародители этой программы — это наши самые преданные почитатели, наши слушатели, которые знают всю нашу подноготную, знают нас от и до. Просто так получилось, что за кадром всех опубликованных в официальных альбомах песен осталась некоторая обойма, которые еще не были озвучены, не были опубликованы. Но люди знают эти песни, люди просят их исполнять, люди их любят. И мы решили просто озвучить эти песни и опубликовать официально. Они были в рамках андеграундной эстетики. Теперь они будут иметь официальный статус. Будет прос¬то альбом из этих песен. Поэтому это названо «Проверено временем». Ведь этим песням больше десятка лет, а некоторым еще больше.

То, что-игралось в кругу друзей, на кухнях, на квартирниках каких-то?

СС: Да, именно, именно!

— А вы играете квартирники теперь, в нынешние времена?

СС: Квартирники…

ВТ: Мы кухонники для себя играем.

СС: Скорее кухонники, да… Ха-ха…

ВТ: Не, ну мы играли последний квартирник в Гатчине, насколько я припоминаю.

СС: Да, года четыре назад… Это хорошая эстетика, кстати! Такая сугубо питерская. Кухня, близкий круг друзей, лампочка, стол, куча окурков, какие-то напитки. Вот этот междусобойчик. Хорошо! Пока немножко не позволяет время. Мы обязательно вернемся к этой эстетике, я уверена.

-Есть мнение, что ваш коллектив замечательный… Вопрос рок — не рок — традиционный. Ну, что это не рок вообще, а эстрадная музыка. Для вас это принципиально?

СС: Статус?

-Да. Вы рок-коллектив, поп, джаз?

СС: Абсолютно не принципиально. (Обращаясь к Тхаю] Для тебя принципиально?

ВТ: Не принципиально. Ты на чем выросла сама-то?

СС: Нет, ну знаешь, это целая этажерка получится. Там столько!

ВТ: Эстрадно-цирковой коллектив. (Смеясь.)

СС: Нельзя же вырасти только на Pink Floyd или только на Deep Purple. Это будет какая-то однобокость. Понятно, что в силу неразвитости информационного поля… Вы заметьте, что мы дети конца 60-х — начала 70-х… Скорее Дети Галактики, чем вот этого постреволюционного информационного свободолюбия. Где уже все можно и доступ информации совершенно иной. Мы-то росли как раз на таких информационно-сдержанных полях. Поль Мориа, Юрий Антонов, конечно, Алла Борисовна Пугачева, Пахмутова-Добронравов, Валерий Леонтьев.

ВТ: «Песняры».

СС: Мне кажется, что все это сформировало очень здоровый, прекрасный музыкальный вкус. Я не иронизирую, я серьезно говорю! Я молодому поколению совершенно искренне посоветовала бы слушать побольше советской классики эстрадной. Ей-богу, там есть чему поучиться!

— Мы Говорим об эстраде…

ВТ: И как мы себя идентифицируем.

СС: Да, и мне сразу вспоминается анекдот. У тебя кто родился? Мальчик или девочка? А не знаю, вырастет — сам разберется. Сейчас особенно придерживаться какой-то определенной жанровой стилистики — это симптом музыкальной однобокости. Хотя у каждого свой путь. Я тут не собираюсь наводить критику или что-то советовать. Но так получилось, что нам с Валеркой интересна музыка как философия, как стержень жизни, нечто связующее нас и вот Его (поднимает глаза и руку вверх), который там, над нами. Он себя проявляет в совершенно разных настроениях, жанрах. Мы можем только улавливать эти настроения, эти ниточки, и если они нам импонируют, если мы можем этому подыгрывать — почему нет? Поэтому в нашей программе совершенно спокойно уживаются какие-то балладные распевы, бардовские компо¬зиции, не побоюсь этого слова, тяжелые рок-балладные вещи, трип-хоп и латиноамериканские ритмы. Как сама жизнь. Она ведь очень разношерстная штука. Сегодня вы проснулись с одним настроением, а вечером этого же дня вы можете чувствовать себя совершенно иначе. И жизнь перевернулась. Жизнь очень подробна. Поэтому в ней уместно все: черное — белое, красное — оранжевое, да — нет, день — ночь. Вот этот микс. Конечно, он должен быть со вкусом.

Вы однажды придумали определение…

СС: Вип-панк-декаданс?

— Наша программа называется «Вип-Зона» и основательница «вип-панк-декаданса» в нашей программе сегодня.

СС: Ну да. Это мы удачно попали в программу.

— Это шутка такая?

СС: Конечно, это была шутка. Такая игра слов. Но в каждой шутке есть только доля шутки. Все остальное — одна большая весомая правда. Как Валера. Моя большая весомая правда. (Нежно прислонясь к Валерию Тхаю.) Почему вип, почему панк, почему декаданс? Вип — потому что все, что мы делаем, мы делаем очень ответственно. И каждый человек, который пришел на наш концерт, — это вот та самая «вэри импотэнт пёрсон». Это очень важная для нас персона. Мы не поем толпе, мы поем каждому, причем глядя в глаза. Почему панк? Панк — не потому что мусор, не потому что грязь, не потому что что-то такое вычурное, отталкивающее. Это скорее эклектика, стилистическая эклектика. Потому что существует — поправь меня, если я не права — жанровый термин — «панк», который говорит о музыкальной эклектичности.

ВТ: Можно и так трактовать. На самом деле это смелость являть собственное мнение вопреки. Внеформатность, скажем так.

Это не значит, только Sex Pistols и прочее?

СС: Да нет, конечно.

ВТ: Если родилась идея на одной балалайке сыграть…

СС: Прижмусь к тебе, чтобы тебя было слышно.

ВТ: Мы делаем то, что хотим. Абсолютно не ориентируясь на формат.

СС: В этом и есть наш панк.

ВТ: А декаданс… Ну, это уж ты лучше можешь рассказать красиво.

СС: Декаданс… Это не упадничество.

-Светлая грусть.

СС: Это, скорее, такой индивидуализм. Некая отстраненность от толпы. От сознания толпы.

ВТ: Красивая поэзия…

СС: Утонченная, изысканная поэзия… А, мы тут, кстати, были! А где мы были?

ВТ: Где мы только не были.

СС: В Новосибирске мы были. Заходим в гримерку и совершенно неожиданно наталкиваемся на собственную афишу трехгодичной давности. И там написано — «Сурганова и Оркестр» — изысканный рок без пафоса». (Смеется без пафоса.)

— Мы заговорили о поэзии. Не секрет, что вы пишете на стихи известнейших поэтов эпохи и современных поэтов. Для чего вы это делаете? Функции просвещения на себя берете таким образом? Или не хватает чего-то своего?

СС: Скорее самопросвещения. Потому что мне всю жизнь не хватало образования и самообразованности. Если меня спросят — какие у вас есть слабости и что бы вы хотели изменить в своей жизни? Я бы сказала, что мой большой недостаток и слабость — отсутствие образования. Вернее, его недостаток. Я бы хотела больше читать книг, больше знать. Так получилось, что в те редкие моменты, когда в мои руки попадал какой-нибудь томик стихов, когда я перелистывала его и наталкивалась на какие-то строчки, которые соответствовали моему душевному настрою, то я позволяла их перекладывать на музыку и исполнять от собственного лица. Потому что эти строчки были мне близки. Зачем говорить что-то свое, если за меня уже кто-то сказал, и лучше, чем уже сказано, не скажешь. Касаемо стихов Федерико Гарсиа Лорки, того же Беранже, Бродского, Цветаевой, Ахматовой. Это никогда не было целью создать цикл песен на стихи классиков, нет. Это получалось каким-то таким сумбурным, но абсолютно естественным образом. Книги приходят ко мне и оставляют во мне определенный и очень важный след. Я очень мало их читаю до сих пор. Но если ко мне книга пришла в руки — это знак. Она не пройдет мимо меня. Так же со стихами.

-Когда вы говорите об отсутствии образования, вы говорите и про конкретные дипломы?

СС: Да Бог с ними, с дипломами. С дипломами там все в порядке. Школа, медучилище, мединститут. Все это такая условность. Больше для родителей. Для их самоуспокоения. Что они типа вырастили не какого-то там ублюдка, а человека с дипломом. А самообразование — это отдельная история. И есть люди абсолютно не запаренные и лишенные этих официальных корочек, но они реально много знают. Они начитанные, и с ними есть о чем поговорить.

-Тот же Бродский не имел, по-моему, ничего такого

СС: Да, вот, кстати, ярчайший пример. Поэтому официальное образование — это такая вещь относительная.

— Но это не значит, что не надо учиться.

СС: Абсолютно точно.

ВТ: Пытливый ум покоя не дает

СС: Любая школа, институт, это, конечно, дает систему. Особенно для таких разгильдяев, как я. Таких разболтанных, ленивых. Это стимулирует. Это как-то раскладывает в голове все по полочкам. И потом ты эту схему проносишь, инсталлируешь по жизни. К любым ситуациям жизненным. И это очень помогает. А есть люди прос¬то от Бога одаренные этой схемой. Им не нужны вузы. Как Бродскому. Он из пространства брал любую нужную информацию и перевоплощал ее так, что из этого получалась фантастически красивая, колоссальная поэзия!

-А в программе «Проверено временем» есть песни не на ваши стихи? Или не ваши песни?

СС: Конкретно в этот альбом мы позволили себе включить несколько композиций не на наши тексты и вообще не нашего авторства. Первая — это песня, которая так сильно повлияла на мои вкусовые пристрастия, что мы с Валеркой решили ее выпустить. Поскольку уж «Проверено временем», и песни, которые где-то там связаны крепко с детством. И вот эта песня по концепции легла очень хорошо. Я говорю о песне «Ленинград». Изначально — «Петербург». Так назывался текст у Осипа Мандельштама. На который Алла Борисовна Пугачева написала музыку в свое время. В рефрене она говорит «Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать. У тебя еще есть номера, по которым…» и так далее. Эту песню мы аранжировали, трактовали по-своему и включили в программу. И второй номер, трек, который также когда-то исполняла Алла Борисовна Пугачева, это песня «Мне нравится». Где мы позволили себе озвучить полный цветаевский текст. Если вы помните, в «Иронии судьбы» голосом Аллы Борисовны главная героиня под гитару исполняет. Но только часть текста. И такой страна знает эту песню, этот чудный романс. Мы его аранжировали в стиле таком трип-хоповом, лаундж. Позволили себе исполнить полный цветаевский текст. Причем дописав за покойного Таривердиева некоторое количество недостающих музыкальных фраз. Вот это тоже будет в этом альбоме и существует уже в этой данной программе.

-Позвольте в завершение не сочтите за хамство, но вас возраст беспокоит? Вот 14 ноября…

СС: О! Вы знаете, что у меня 14 ноября день рождения?! Слушайте, по-моему, полстраны уже знает, если не вся страна. Мне ужасно приятно на самом деле. Мой возраст [улыбаясь). Мой возраст «4 : 0» в мою пользу!

Новокузнецк